Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»
К. Д. Ушинский.
Почему же песок так нас притягивает?
Песок — удивительный, таинственный материал, приятный на ощупь, бывает легким, сухим, влажным, тяжелым, но самое главное его свойство — он очень податливый, поэтому способен с легкостью принимать любую форму, это позволяет человеку создавать целые фрагменты мира.
Пескотерапия (песочная терапия) — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, слышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.
Коррекционно-образовательная цель — развитие связной речи, лексико-грамматических представлений; помощь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма; развитие графомоторных навыков.
Задачи:
- профилактика оптико-пространственной дисграфии;
- развитие всех познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), мелкой моторики;
- разрешение психологических затруднений ребёнка, стабилизация эмоционального состояния;
- создание чувства защищённости в комфортной для ребёнка среде;
- развитие тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;
- развитие познавательного интереса;
- преодоление комплекса «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
- развитие и совершенствование пространственных представлений;
- развитие творческих (креативных) способностей;
- развитие способности осознавать свои желания и возможности их реализации;
- релаксация, снятие мышечной напряжённости.
Что даёт нам песочная терапия в работе с детьми?
— у детей возникает желание экспериментировать, работать самостоятельно;
— игра с песком развивает тактильную чувствительность, как основу развития «ручного интеллекта»;
— способствует развитию всех психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи и моторики);
— совершенствуется игровая деятельность, сюжетно – ролевые игры и коммуникативные навыки детей;
— стабилизирует эмоциональное состояние.
Рисование песком, как нетрадиционное направление изобразительного искусства, необычайно выразительно и чрезвычайно популярно во всём мире. Чего только стоят завораживающие песочные шоу: когда под прекрасную музыку на светящемся стекле с помощью песка художники совершают почти волшебные метаморфозы.
Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие взрослых и детей.
Вообще, песочная терапия заключает в себе большой потенциал для творчества воспитателя. Использование песочной терапии даёт положительные результаты в работе с детьми. Главное – оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала…