«Пушкин-это лучшее, что, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность дружбе и бескрайность любви, уважение к труду и людям труда» Д. Лихачев. . Каждый год в феврале месяце мы проводим традиционный праздник «Зимний бал» посвященный памяти великого поэта А.С. Пушкина. Эта традиция существует в нашем ДОУ более 15 лет. Почему решили провести первый бал, и как он стал традиционным? В процессе реализации блока «Сказочный мир»(декабрь) одним из направлений работы с детьми является знакомство с биографией и сказками А.С. Пушкина. Рассматривая иллюстрации старых книг, проводя беседы о великом поэте, читая его произведения, мы невольно возвращались к жизни 18-19 веков, когда проводились зимние и летние балы. Нам захотелось разыграть такой бал, окунуть детей в атмосферу свечей, мазурок, пышных платьев. В подготовке и проведении задействован весь коллектив детского сада. Готовятся костюмы, декорации. Взрослые и дети ещё раз перечитывают произведения А.С.Пушкина, слушают музыкальные произведения (классические и современные). Детям предлагается немного пофантазировать и поиграть в «бал», воссоздаётся атмосфера той эпохи, в которой жил поэт, поэтому девочки одевают бальные платья, а мальчики цилиндры. Творчество поэта вдохновляло и продолжает вдохновлять композиторов на создание романсов, песен, опер, балетов, потому что стихи А.Пушкина очень музыкальны, в них чувствуется мелодия. Ребята разучивают романсы, песни на стихи А.Пушкина. В пушкинские времена на балах танцевали мазурку, вальс, полонез, гавот, кадриль, краковяк. Дети с взрослыми разучивают эти танцы, читают стихи, разыгрывают сценки. Вся эта работа сделана с теплотой, радостью, любовью к поэту и его творчеству. Сценарий меняется каждый год, дети разные, но смысл остается – творчество А.С. Пушкина это то, с чем каждый ребенок должен обязательно встретиться. Со временем к детям придет осознание того, что Пушкин-поэт-художник, чья поэзия — великое искусство, а не только язык чувств. Рождается чувство гордости за то, что Пушкин — великий русский национальный поэт. Зимний бал На центральной стене портрет А.С.Пушкина, часть зала оформлена цветами, подсвечниками со свечами. I часть праздника: Звучит музыка, входят 3 пары детей (муз.П.И.Чайковский «Времена года») I пара Здравствуйте, добрый день! Мы рады приветствовать вас в этом уютном зале. Вы приглашены на бал. II пара Надеемся, что в ваших сердцах, мы найдем самый добрый и теплый отклик. III пара Мы хотим напомнить вам о прекрасном волшебном мире пушкинской поэзии. Какие стихи А.С. Пушкина вы запомнили самыми первыми? Про кораблик, что «бежит себе в волнах, на раздутых парусах»? I пара А может про веселую белку? «Белка песенки поет, да орешки все грызет». Или про умную золотую рыбку из синего моря. II пара Да, друзья мои, все волшебно в сказках А.С. Пушкина. Когда мы том заветный раскрываем Волшебных, вечных пушкинских стихов, Когда мы вновь и вновь переживаем Великий смысл неугасимых слов, Когда мы слышим в каждой песне милой И гнев поэта, и любовь его – С какой непостижимо ясной силой Мы ощущаем с ним свое родство. III пара Но у нас теперь не то в предмете, Мы лучше поспешим на бал, Куда стремглав в ямской карете Уже Онегин поскакал. Фанфары Танец «Полонез» (муз.М.Глинки) Входят 3 девочки в зал. Вы были вчера на обеде у графини? Там Пушкин был, он читал свои удивительные стихи. Все были в восторге. Везде только о Пушкине и говорят. Вы знаете его стихи? Посмотрите, в этом альбоме я записал его стихи. (читает «Вечор») Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась, Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче погляди в окно: Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит, Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета, Мальчишек радостный народ, Коньками звучно режет лед. Выходит мальчик и девочка (полька) Сударыня, согласитесь, что погода нынче хороша? Да, сударь, погода нынче удивительно хороша, как никогда! Скажите, сударыня, нравлюсь ли я Вам и можно ли мне надеяться на польку с Вами? Мне будет приятно принять Ваше приглашение. Танец «Полька» Выходит 2 пары. Музыкальный мир Пушкина разнообразен и прекрасен. Театр! Концерты! Музыка! Проходите к фортепиано, я исполню музыкальное произведение… (ребенок исполняет музыкальное произведение) Мы с удовольствием послушаем. Выходят дети.(2 пары) Вы были вчера на музыкальном вечере у княгини? Нет, мы посетили музыкальный салон. А жаль! Там выступала музыкальная знаменитость. Его называют Пушкин в музыке. И что он сочиняет? Музыку на стихи и поэмы А.С. Пушкина Так кто же он? Это композитор Михаил Глинка Проходите к фортепиано, мы вам споем один из его романсов. Романс «Я помню чудное мгновенье» музыка Михаила Глинка, слова Александра Пушкина Исполняют:………………. II часть праздника (сказочная) Выходит чтец: Я ждал тебя В вечерней тишине являлась Ты веселою старушкой, И надо мной сидела в шушуне, В больших очках и с резвою гремушкой, Ты детскую качала колыбель. Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила… Песня «Прялицы» (выход 3-х девочек) Три девицы под окном Пряли поздно вечерком…(разыгрывают отрывок) Чтец: Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела И в темницу входит царь Стороны той государь. Во все время разговора Он стоял позадь забора. Царь: Здравствуй, красная девица, — говорит он, Будь царица. И роди богатыря Мне к исходу сентября. Вы ж, голубушки – сестрицы, Выбирайтесь из светлицы, Поезжайте вслед за мной, Вслед за мной и за сестрой. Будь одна из вас ткачиха, А вторая повариха. Выходят 3 девочки -С детства поэта окружал богатый мир русской народной сказки -Арина Родионовна, его няня, знала много сказок и замечательно их рассказывала. -Маленький Саша любил длинные певучие сказки, он часто просил няню их рассказывать. Выходят 3 девочки (рассказчица ,царица, чернавка) Рассказчица: Один царь женился на своенравной молодице Правду, молвить, молодица Уж и впрямь была царица. Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла. Чернавка: Но зато горда, ломлива, Своенравно и ревнива, Ей в приданое дано Было зеркальце одно. Рассказчица: Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. С ним одним она была Добродушна, весела. С ним приветливо шутила, И, красуясь, говорила: Царица: Свет мой, зеркальце, скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? Чернавка: И ей зеркальце в ответ: Ты, конечно, спору нет; Ты царица, всех милее, Всех румяней и белее. Рассказчица: И царица хохотать и плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь. Музыкальный проигрыш Чтец: За невестою своей королевич Елисей Между тем по свету скачет Нет, как нет, он горько плачет. И кого не спросит он, всем вопрос его мудрен. Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется, К красну солнцу, наконец, обратился молодец. Елисей: Свет наш, Солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех ты видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей! Солнце: Свет ты мой! Красно солнце отвечало, — Я царевны не видало. Знать ее в живых уж нет, Разве месяц, мой сосед, Где-нибудь ее да встретил Или след ее заметил. Темной ночки Елисей Дождался в тоске своей. Только месяц показался Он за ним с мольбой погнался. Елисей: Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок. Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый. Светлоокий, И обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя. Аль окажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей! Месяц: Братец, мой, Отвечает месяц ясный – Не видал я девы красной. На стороже я стою Только в очередь мою. Без царевна видно, Пробежала! Елисей: Как обидно! Музыкальный проигрыш Чтец: Собрался князь Гвидон на охоту. И пошел на край долины, У моря искать дичины. К морю лишь подходит он, Вот и слышит будто стон. Видно, на море не тихо, Смотрит – видит дело лихо. Бьется лебедь средь зыбей, Коршун носится над ней. Царевна-Лебедь с Коршуном — борьба. (танцевальная импровизация) Гвидон стреляет под музыкальное сопровождение Лебедь: Ты, царевич, мой спаситель, Мой могучий избавитель. Не тужи, что за меня Есть не будешь ты три дня. Что стрела попала в море. Это горе – все не горе. Отплачу тебе добром, Сослужу тебе потом. Ты не лебедь ведь избавил, Девицу в живых оставил. Ты не коршуна убил, Чародея подстрелил. Ввек тебя я не забуду, Ты найдешь меня повсюду. Чтец: Здравствуй князь ты мой прекрасный, Что ж ты тих, как день ненастный, Опечалился чему? Гвидон: Грусть-тоска меня съедает; Люди женятся, как гляжу Не женат лишь я хожу. Чтец: А кого же на примете Ты имеешь? Гвидон: Да на свете, говоря, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает. Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава Выступает будто пава, Сладку речь-то говорит Будто реченька журчит. Только полно, правда ль это? Чтец: Да, такая есть девица, Но жена не рукавица. С белой ручки не стряхнешь, Да за пояс не заткнешь. Услужу тебе советом – Слушай: обо всем об этом пораздумай ты путём, Не раскаяться б потом. Гвидон: О готов душою страстной За царевною прекрасной Я пешком идти отсель Хоть за тридевять земель Лебедь: Зачем далеко? Знай близка судьба твоя Ведь царевна – это я. Танец: Царевны-лебедь муз.П.И.Чайковского Чтец: Наперсница волшебной старины Друг вымыслов игривых и печальных Тебя я знал во дни моей весны Во дни утех и снов первоначальных. Ребенок: …однообразный и безумный, Как вихрь жизни молодой, Кружится вальса вихрь шумный, Чета мелькает за четой. Танец «Вальс» Выходят 3 пары – ведущие Веселый вечер в жизни нашей Запомним, юные друзья. Финал гремит, пустеет зала, Шумя торопится разъезд. Толпа на площадь побежала При блеске фонарей и звезд. Дети встают со своих мест, выходят из зала парами. Воспитатель: (зрителям) Поэт нам дорог тем, что он о счастье нам напоминает И сумрак жизни озаряет как солнца хмурый небосклон. Дни славы Пушкина – желанный и светлый праздник. Сколько раз его мечты во мгле туманной, Как солнце, радовало нас! И этот миг, когда венчает его вся Русь, — Ещё тесней с его душою нас сближает И в жизни, и в счастье, и в людей нам веру гордую вселяет. (И.Бунин) В работе использовались произведения А.С.Пушкина. Музыкально-литературный материал С.И.Мерзляковой, Г.А.Струве «Владос» |