Зимний пушкинский

 

«Пушкин-это лучшее, что, что есть в каждом  из людей. Это доброта и талант, смелость и  простота, верность дружбе и бескрайность
любви, уважение к труду и людям труда» 

Д. Лихачев.

.

Каждый год в феврале месяце мы проводим традиционный праздник «Зимний бал» посвященный памяти великого поэта А.С. Пушкина. Эта традиция существует в нашем ДОУ более 15 лет.

Почему решили провести первый бал, и как он стал традиционным?

В процессе реализации блока «Сказочный мир»(декабрь) одним из направлений работы с детьми является знакомство с биографией и сказками А.С. Пушкина. Рассматривая иллюстрации старых книг, проводя беседы о великом поэте, читая его произведения, мы невольно возвращались к жизни 18-19 веков, когда проводились зимние и летние балы. Нам захотелось разыграть такой бал, окунуть детей в атмосферу свечей, мазурок, пышных платьев.

В подготовке и проведении задействован весь коллектив детского сада. Готовятся костюмы, декорации. Взрослые и дети ещё раз перечитывают произведения А.С.Пушкина, слушают музыкальные произведения (классические и современные). Детям предлагается немного пофантазировать и поиграть в «бал», воссоздаётся атмосфера той эпохи, в которой жил поэт, поэтому девочки одевают бальные платья, а мальчики цилиндры.

Творчество поэта вдохновляло и продолжает вдохновлять композиторов на создание романсов, песен, опер, балетов, потому что стихи А.Пушкина очень музыкальны, в них чувствуется мелодия. Ребята разучивают романсы, песни на стихи А.Пушкина. В пушкинские времена на балах танцевали мазурку, вальс, полонез, гавот, кадриль, краковяк. Дети с взрослыми разучивают эти танцы, читают стихи, разыгрывают сценки. Вся эта работа сделана с теплотой, радостью, любовью к поэту и его творчеству.

Сценарий меняется каждый год, дети разные, но смысл остается – творчество А.С. Пушкина это то, с чем каждый ребенок должен обязательно встретиться. Со временем к детям придет осознание того, что Пушкин-поэт-художник, чья поэзия — великое искусство, а не только язык чувств. Рождается чувство гордости за то, что Пушкин — великий русский национальный поэт.

Зимний бал

На центральной стене портрет А.С.Пушкина, часть зала оформлена цветами, подсвечниками со свечами.

I часть праздника:

Звучит музыка, входят 3 пары детей (муз.П.И.Чайковский «Времена года»)

I пара

Здравствуйте, добрый день!

Мы рады приветствовать вас в этом уютном зале.

Вы приглашены на бал.

II пара

Надеемся, что в ваших сердцах, мы найдем самый добрый и теплый отклик.

III пара

Мы хотим напомнить вам о прекрасном волшебном мире пушкинской поэзии. Какие стихи А.С. Пушкина вы запомнили самыми первыми?

Про кораблик, что «бежит себе в волнах, на раздутых парусах»?

I пара

А может про веселую белку?

«Белка песенки поет, да орешки все грызет».

Или про умную золотую рыбку из синего моря.

II пара

Да, друзья мои, все волшебно в сказках А.С. Пушкина.

Когда мы том заветный раскрываем

Волшебных, вечных пушкинских стихов,

Когда мы вновь и вновь переживаем

Великий смысл неугасимых слов,

Когда мы слышим в каждой песне милой

И гнев поэта, и любовь его –

С какой непостижимо ясной силой

Мы ощущаем с ним свое родство.

III пара

Но у нас теперь не то в предмете,

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уже Онегин поскакал.

Фанфары

Танец «Полонез» (муз.М.Глинки)

Входят 3 девочки в зал.

Вы были вчера на обеде у графини? Там Пушкин был, он читал свои удивительные стихи. Все были в восторге.

Везде только о Пушкине и говорят. Вы знаете его стихи?

Посмотрите, в этом альбоме я записал его стихи. (читает «Вечор»)

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче погляди в окно:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета,

Мальчишек радостный народ,

Коньками звучно режет лед.

Выходит мальчик и девочка (полька)

Сударыня, согласитесь, что погода нынче хороша?

Да, сударь, погода нынче удивительно хороша, как никогда!

Скажите, сударыня, нравлюсь ли я Вам и можно ли мне надеяться на польку с Вами?

Мне будет приятно принять Ваше приглашение.

Танец «Полька»

Выходит 2 пары.

Музыкальный мир Пушкина разнообразен и прекрасен.

Театр! Концерты! Музыка!

Проходите к фортепиано, я исполню музыкальное произведение…

(ребенок исполняет музыкальное произведение)

Мы с удовольствием послушаем.

Выходят дети.(2 пары)

Вы были вчера на музыкальном вечере у княгини?

Нет, мы посетили музыкальный салон.

А жаль! Там выступала музыкальная знаменитость.

Его называют Пушкин в музыке.

И что он сочиняет?

Музыку на стихи и поэмы А.С. Пушкина

Так кто же он?

Это композитор Михаил Глинка

Проходите к фортепиано, мы вам споем один из его романсов.

Романс «Я помню чудное мгновенье» музыка Михаила Глинка, слова Александра Пушкина

Исполняют:……………….

II часть праздника (сказочная)

Выходит чтец:

Я ждал тебя

В вечерней тишине являлась

Ты веселою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой,

Ты детскую качала колыбель.

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила…

Песня «Прялицы» (выход 3-х девочек)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…(разыгрывают отрывок)

Чтец:

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела

И в темницу входит царь

Стороны той государь.

Во все время разговора

Он стоял позадь забора.

Царь:

Здравствуй, красная девица, — говорит он,

Будь царица.

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки – сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха,

А вторая повариха.

Выходят 3 девочки

-С детства поэта окружал богатый мир русской народной сказки

-Арина Родионовна, его няня, знала много сказок и замечательно их рассказывала.

-Маленький Саша любил длинные певучие сказки, он часто просил няню их рассказывать.

Выходят 3 девочки (рассказчица ,царица, чернавка)

Рассказчица:

Один царь женился на своенравной молодице

Правду, молвить, молодица

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

Чернавка:

Но зато горда, ломлива,

Своенравно и ревнива,

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно.

Рассказчица:

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела.

С ним приветливо шутила,

И, красуясь, говорила:

Царица:

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Чернавка:

И ей зеркальце в ответ:

Ты, конечно, спору нет;

Ты царица, всех милее,

Всех румяней и белее.

Рассказчица:

И царица хохотать и плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Музыкальный проигрыш

Чтец:

За невестою своей королевич Елисей

Между тем по свету скачет

Нет, как нет, он горько плачет.

И кого не спросит он, всем вопрос его мудрен.

Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется,

К красну солнцу, наконец, обратился молодец.

Елисей:

Свет наш, Солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех ты видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей!

Солнце:

Свет ты мой!

Красно солнце отвечало, —

Я царевны не видало.

Знать ее в живых уж нет,

Разве месяц, мой сосед,

Где-нибудь ее да встретил

Или след ее заметил.

Темной ночки Елисей

Дождался в тоске своей.

Только месяц показался

Он за ним с мольбой погнался.

Елисей:

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок.

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый. Светлоокий,

И обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя.

Аль окажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей!

Месяц:

Братец, мой,

Отвечает месяц ясный –

Не видал я девы красной.

На стороже я стою

Только в очередь мою.

Без царевна видно,

Пробежала!

Елисей:

Как обидно!

Музыкальный проигрыш

Чтец:

Собрался князь Гвидон на охоту.

И пошел на край долины,

У моря искать дичины.

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон.

Видно, на море не тихо,

Смотрит – видит дело лихо.

Бьется лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней.

Царевна-Лебедь с Коршуном — борьба. (танцевальная импровизация) Гвидон стреляет под музыкальное сопровождение

Лебедь:

Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель.

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня.

Что стрела попала в море.

Это горе – все не горе.

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом.

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил.

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил.

Ввек тебя я не забуду,

Ты найдешь меня повсюду.

Чтец:

Здравствуй князь ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день ненастный,

Опечалился чему?

Гвидон:

Грусть-тоска меня съедает;

Люди женятся, как гляжу

Не женат лишь я хожу.

Чтец:

А кого же на примете

Ты имеешь?

Гвидон:

Да на свете, говоря, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава

Выступает будто пава,

Сладку речь-то говорит

Будто реченька журчит.

Только полно, правда ль это?

Чтец:

Да, такая есть девица,

Но жена не рукавица.

С белой ручки не стряхнешь,

Да за пояс не заткнешь.

Услужу тебе советом –

Слушай: обо всем об этом пораздумай ты путём,

Не раскаяться б потом.

Гвидон:

О готов душою страстной

За царевною прекрасной

Я пешком идти отсель

Хоть за тридевять земель

Лебедь:

Зачем далеко? Знай близка судьба твоя

Ведь царевна – это я.

Танец: Царевны-лебедь муз.П.И.Чайковского

Чтец:

Наперсница волшебной старины

Друг вымыслов игривых и печальных

Тебя я знал во дни моей весны

Во дни утех и снов первоначальных.

Ребенок:

…однообразный и безумный,

Как вихрь жизни молодой,

Кружится вальса вихрь шумный,

Чета мелькает за четой.

Танец «Вальс»

Выходят 3 пары – ведущие

Веселый вечер в жизни нашей

Запомним, юные друзья.

Финал гремит, пустеет зала,

Шумя торопится разъезд.

Толпа на площадь побежала

При блеске фонарей и звезд.

Дети встают со своих мест, выходят из зала парами.

Воспитатель: (зрителям)

Поэт нам дорог тем, что он о счастье нам напоминает

И сумрак жизни озаряет как солнца хмурый небосклон.

Дни славы Пушкина – желанный и светлый праздник.

Сколько раз его мечты во мгле туманной,

Как солнце, радовало нас!

И этот миг, когда венчает его вся Русь, —

Ещё тесней с его душою нас сближает

И в жизни, и в счастье, и в людей нам веру гордую вселяет. (И.Бунин)

В работе использовались произведения А.С.Пушкина.

Музыкально-литературный материал С.И.Мерзляковой, Г.А.Струве «Владос»