Методические рекомендации по организации логопедической помощи в системе образования Ростовской области

 

 

 

Приложение к письму Минобразования Ростовской области

от 13.03.2015 № 24/3-2 -2998

Методические рекомендации по организации логопедической помощи в системе образования Ростовской области

I. Общие положения

1.1.        Настоящие методические рекомендации по организации логопедической помощи в системе образования Ростовской области разработаны в целях реализации права на получение образования обучающимися и воспитанниками, имеющими нарушения речи, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, нуждающимися в коррекции недостатков устной и письменной речи.

1.2.        Логопедическая помощь является неотъемлемой частью системы комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, имеющим нарушения речи и испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

1.3. Логопедическая помощь в системе образования может быть организована:

1.3.1.  в образовательных организациях;

1.3.2.  в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

1.4. Основные задачи логопедической помощи:

1.4.1.          Своевременное выявление детей с нарушениями речи, проведение их логопедического обследования с целью определения на основе результатов диагностики содержания логопедической помощи.

1.4.2. Осуществление квалифицированной коррекции и профилактики нарушений речевого развития детей.

1.4.3. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в соответствии с их особыми образовательными потребностями, структурой нарушения речевого развития и степенью его выраженности.

1.4.4.Участие в создании условий, способствующих освоению детьми с нарушениями речи основной образовательной программы и (или) адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, начального общего образования.

1.4.5.          Осуществление информационно-просветительской, консультативной и методической помощи педагогам и родителям (законным представителям) по вопросам, связанным с особенностями содержания и организации образовательного процесса для детей с нарушениями речи.

1.5.        Действие данных методических рекомендаций распространяется:

—     на обучающихся, воспитанников, имеющих нарушения речи, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ; на образовательные организации, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

—     на педагогических работников образовательных организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляющих обучение и воспитание детей с нарушениями речи;

—     на родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников,

 

имеющих нарушения речи, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ.

  1. Организация логопедической помощи в дошкольных образовательных организациях

2.1.Логопедическая помощь в дошкольных образовательных организациях (далее — ДОО) организуется для детей с нарушениями речи в рамках реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования (программы коррекционной работы), адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся инклюзивно.

2.2.Логопедическая помощь может быть организована:

в группах компенсирующей направленности;

в группах комбинированной направленности совместно с другими детьми (инклюзивное образование);

в группах общеразвивающей направленности на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.

2.3.Организация логопедической помощи осуществляется в соответствии с Уставом и образовательной программой ДОО и закрепляется в локальных актах ДОО.

2.4 Обучение и воспитание детей с нарушениями речи может осуществляться по адаптированным основным образовательным программам для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи или по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. Во втором случае в образовательную программу дошкольной образовательной организации включается характеристика контингента детей с нарушениями речи, содержание коррекционной (логопедической) работы, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, формы проведения коррекционной (логопедической) работы и результативность в соответствии с рекомендациями адаптированной основной общеобразовательной программы.

2.5. Коррекционная (логопедическая) работа с детьми с нарушениями речи в группах компенсирующей и (или) комбинированной (инклюзивное образование) направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

2.6. Основанием для приема детей в группы компенсирующей или комбинированной направленности являются:

—          рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии по организации психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с нарушениями речи,

—     заявление родителей (законных представителей) о зачислении ребёнка в группу компенсирующей либо комбинированной направленности.

2.7. Предельная наполняемость групп компенсирующей и комбинированной направленности определяется в соответствии санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

2.8.Для обеспечения реализации образовательной программы в части программы коррекционной (логопедической) работы в группах компенсирующей,



комбинированной направленности привлекаются учителя-логопеды. Рекомендованное количество учителей-логопедов в расчете на одну группу (в обоих случаях) составляет одну ставку.

2.9.При отсутствии в ДОО групп компенсирующей и (или) комбинированной направленности логопедическая помощь детям с нарушениями речи предусматривается в соответствии с образовательной программой ДОО в части программы коррекционной (логопедической) работы и организуется учителем- логопедом на основании результатов диагностики речевого развития воспитанников.

Для реализации образовательной программы — программы коррекционной (логопедической) работы в ДОО создаются необходимые кадровые условия.

При наличии в ДОО 25 детей с нарушениями речи в возрасте от 4 лет до 7 лет (в сельской местности — 20 детей с нарушениями речи) вводится ставка по должности «учитель-логопед».

При наличии в группе общеразвивающей направленности 12 детей с тяжелыми нарушениями речи (детей с ограниченными возможностями здоровья) вводится ставка по должности «учитель-логопед».

2.10.     При отсутствии в ДОО групп компенсирующей и (или) комбинированной направленности выявление детей с нарушениями речи для зачисления на логопедические занятия проводится с 1 по 15 сентября. В период с 15 по 30 мая осуществляется обследование речи с целью выявления динамики речевого развития.

Все воспитанники с выявленными нарушениями речи регистрируются в документации учителя-логопеда для последующей организации логопедической помощи в зависимости от структуры речевого дефекта.

Зачисление воспитанников с нарушениями речи на логопедические занятия осуществляется на основании результатов диагностики учителя-логопеда, утверждается на заседании психолого-медико-педагогического консилиума ДОО и отражается в соответствующей документации ДОО. В первую очередь на логопедические занятия зачисляются воспитанники старшей и подготовительной групп.

Зачисление воспитанников с нарушениями речи на логопедические занятия производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

2.11. Основными формами организации логопедической работы являются групповые и индивидуальные занятия.

2.12.Для проведения логопедической работы группы комплектуются на основании проведенной диагностики с учетом однородности структуры речевого дефекта. Допускается комплектование групп для проведения коррекционной (логопедической) работы из воспитанников разных групп. Рекомендуемая наполняемость групп представлена в Приложении №1.

2.13. Периодичность и продолжительность логопедических занятий определяется тяжестью речевого дефекта и санитарными правилами и нормативами.

2.14.Учитель-логопед ДОО ведет документацию в соответствии с перечнем (приложение №2).

  1. Организация логопедической помощи в общеобразовательных организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность

3.1. Логопедическая помощь в общеобразовательных организациях организуется для детей с нарушениями речи в рамках реализации основных

 

общеобразовательных программ начального общего образования (программы коррекционной работы), адаптированных основных образовательных программ начального общего образования.

3.2. Логопедическая помощь организуется для детей с нарушениями речи, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ начального общего образования (среднего общего образования), в том числе обучающихся инклюзивно в общеобразовательной организации.

3.3. Организация логопедической помощи осуществляется в соответствии с Уставом и образовательной программой образовательной организации, закрепляется локальным актом образовательной обранизации.

3.4. Для реализации образовательной программы — программы коррекционной (логопедической) работы в общеобразовательной организации создаются необходимые кадровые условия.

При наличии 25 детей с нарушениями речи (в сельской местности — 20 детей с нарушениями речи) в штатное расписание общеобразовательной организации вводится ставка по должности «учитель-логопед».

3.5.Выявление детей с нарушениями речи для зачисления на логопедические занятия проводится с 1 по 15 сентября. В период с 15 по 30 мая осуществляется обследование речи с целью выявления динамики речевого развития.

Все обучающиеся с выявленными нарушениями речи регистрируются в документации учителя-логопеда для последующей организации логопедической помощи в зависимости от структуры речевого дефекта.

3.6.        На логопедические занятия зачисляются обучающиеся по результатам логопедической диагностики, нарушения речи которых препятствуют успешному освоению основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Прием на логопедические занятия осуществляется в течение всего учебного года по мере освобождения мест. Отчисление обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них нарушений речи.

3.7. Основными формами организации логопедической работы являются групповые и индивидуальные занятия.

3.8. Для проведения коррекционной (логопедической) работы группы комплектуются на основании проведенной диагностики с учетом однородности структуры речевого дефекта.

Допускается комплектование групп для проведения логопедической работы из обучающихся разных классов.

Группы обучающихся первых классов комплектуются отдельно.

Рекомендуемая наполняемость групп обучающихся с нарушениями речи указана в приложении №3.

3.9. Периодичность и продолжительность логопедических занятий определяется тяжестью речевого дефекта и санитарными правилами и нормативами.

3.10. Учитель-логопед общеобразовательной организации ведет документацию в соответствии с перечнем (приложение № 4).

  1. Кадровые, материально-технические условия организации логопедической помощи

4.1.На должность учителя-логопеда назначаются лица, имеющие высшее



дефектологическое образование или прошедшие профессиональную переподготовку по программе «Логопедия» (на базе высшего образования).

4.2. Норма часов педагогической работы учителя-логопеда на одну ставку установлена в астрономических часах и составляет 20 часов в неделю.

Из общего количества часов по согласованию с руководителем образовательной организации возможно выделение 1-2 часов на консультативную работу.

Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных организаций и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками учителей- логопедов, являются для них рабочим временем.

В каникулярный период учитель-логопед осуществляет педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы).

4.3. Оплата труда учителей-логопедов осуществляется в соответствии с действующим Положением об оплате труда педагогических работников. На учителей-логопедов распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные действующим законодательством. Продолжительность отпуска учителя-логопеда определяется в соответствии с трудовым законодательством.

4.4. Для организации логопедической помощи оборудуется логопедический кабинет. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, санитарное содержание и ремонт помещения возлагается на администрацию образовательной организации, организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Приложение №1
Рекомендуемая наполняемость групп воспитанников с нарушениями речи ДОО (в скобках указано количество детей в ДОО, находящихся в сельской местности):

с общим недоразвитием речи (ОНР II- III уровня) — 4 — 5детей (3-4 ребенка); с общим недоразвитием речи (ОНР III уровня) — 5 — 6 детей (4- 5 детей); с фонетико-фонематическим (ФФН) или фонематическим (ФН) недоразвитием речи — 5 — 6 детей (4-5 детей); с недостатками произношения — 6-7 детей (4 -5 детей); заикающиеся -4-5 детей (3-4 ребенка).

 

Приложение №2

Перечень документации руководителя ДОО в части организации логопедической помощи: положение о группе компенсирующей и (или)         комбинированной

направленности; заключение ПМПК на каждого ребенка;

приказ о зачислении     воспитанников в группу компенсирующей

(комбинированной) направленности; должностная инструкция учителя-логопеда.

Перечень документации учителя-логопеда групп компенсирующей и (или) комбинированной направленности: должностная инструкция учителя-логопеда; график работы учителя-логопеда; циклограмма работы учителя-логопеда; годовой план учителя-логопеда; рабочая программа *; план индивидуальной работы; речевые карты на каждого воспитанника; индивидуальные тетради детей;

мониторинг коррекционной (логопедической) работы; журнал учета посещаемости логопедических занятий; журнал консультаций педагогов и родителей;

годовой отчет (аналитическая справка) об эффективности коррекционной работы с детьми с нарушениями речи; паспорт логопедического кабинета; портфолио учителя-логопеда.

 

*   письмо Минобразования Ростовской области от 08.08.2014 №24/4.1.1.- 4851/м



Перчень документации руководителя ДОО при отсутствии групп компенсирующей (комбинированной) направленности:

® локальный акт об организации работы учителя-логопеда в ДОО;

  • приказ о зачислении воспитанников групп общеразвивающей направленности на логопедические занятия;

® заключение ПМПк ДОО на каждого ребенка, зачисленного на логопедические занятия;

© должностная инструкция учителя-логопеда.

Перечень документации учителя-логопеда ДОО при отсутствии групп компенсирующей и (или) комбинированной направленности © график работы учителя-логопеда;

— циклограмма работы учителя-логопеда;

— годовой план работы учителя-логопеда;

— журнал обследования речи детей ДОО;

  • список детей старших и подготовительных групп, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения;

— речевые карты на каждого воспитанника;

— рабочая программа*;

— индивидуальные тетради детей;

— журнал учета посещаемости логопедических занятий;

— мониторинг коррекционной (логопедической) работы;

— журнал консультаций педагогов и родителей;

в годовой отчет (аналитическая справка) об эффективности коррекционной работы с детьми с нарушениями речи;

— паспорт логопедического кабинета;

— портфолио учителя-логопеда.

  • письмо Минобразования Ростовской области от 08.08.2014 №24/4.1.1.- 4851/м
Приложение №3

Рекомендуемая наполняемость групп обучающихся с нарушениями речи в общеобразовательных организациях (в скобках указано количество детей в общеобразовательных организациях, находящихся в сельской местности):

  • с общим недоразвитием речи (ОНР II- III уровня) и нарушениями                                   чтения и письма, обусловленными им, — 4 — 5детей (3-4 ребенка);
  • с общим недоразвитием речи (ОНР III уровня) и нарушениями                                        чтения и письма, обусловленными им, — 5 — 6 детей (4- 5 детей);
  • с фонетико-фонематическим (ФФН) или фонематическим (ФН) недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными им, — 5 —   6 детей (4-5 детей);
  • с недостатками произношения — 6-7 детей (4 -5 детей);
  • заикающиеся -4-5 детей (3-4 ребенка).



Приложение №4
Перечень документации руководителя общеобразовательной организации (организации, осуществляющей образовательную деятельность)

  • локальный акт  об  организации логопедической помощи в

общеобразовательной организации;

  • должностная инструкция учителя-логопеда;
  • приказ о зачислении обучающихся на логопедические занятия.

Перечень документации учителя-логопеда общеобразовательной организации (организации, осуществляющей образовательную деятельность)

  • должностная инструкция учителя-логопеда;
  • локальный акт                      об          организации                 логопедической        помощи          в

общеобразовательной организации;

  • должностная инструкция учителя-логопеда;
  • приказ о зачислении обучающихся на логопедические занятия;
  • циклограмма работы учителя-логопеда;
  • график работы учителя-логопеда;
  • годовой план работы учителя-логопеда;
  • речевая карта на каждого обучающегося;
  • рабочая программа*;
  • мониторинг коррекционной (логопедической) работы;
  • журнал учета посещаемости логопедических занятий;
  • индивидуальные тетради детей;
    • журнал консультаций педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся;
    • годовой отчет (аналитическая справка) об эффективности коррекционной работы с детьми с нарушениями речи.

 

*   письмо Минобразования Ростовской области от 08.08.2014 №24/4.1.1,- 4851/м